Историческая значимость и ценность Великого Рязанского княжества

Вся информация по воздвижению памятника Защитникам Великого Рязанского княжества (Ста́рая Ряза́нь).
Аватара пользователя
admin
Администратор
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 21 сен 2018, 08:57

Историческая значимость и ценность Великого Рязанского княжества

Сообщение admin » 14 дек 2018, 08:09

Старая Рязань

Изображение

Городище Старой Рязани, вид со стороны Оки
54°23′49,61″ с. ш. 40°25′39,77″ в. д.
Страна Рязанское княжество
Область:Рязанская
Район:Спасский
Первое упоминание 1096 год.
Статус Археологический памятник федерального значения
Объект культурного наследия № 6210158000
Состояние Охраняется государством,
ежегодные археологические миссии

Ста́рая Ряза́нь (до 1778 года — Рязань, неоф. «Русская Троя») — один из крупнейших древнерусских городов XII—XIII веков, столица Великого Рязанского княжества и самое большое археологическое городище России. Площадь одних только укреплений Старой Рязани во второй половине XII века, не считая городских посадов достигает более 60 га, с предместьями — 75 га. К началу XIII века в городе проживало около 8 тыс. человек. У подножья городских валов располагается современное село Старая Рязань.
Мурома-Рязанской земли после смерти князя Ярослава Святославича в 1129. В середине 12 в. вступило в борьбу с Ростово-Суздальским княжеством. В конце 12 — начале 13 вв. Рязанское княжество попало в зависимость от Владимира, сохранявшуюся до смерти Всеволода Большое Гнездо. Монголо-татарское нашествие привело к разрушению производительных сил края, уничтожению многих городов, резкому ослаблению государственной власти княжества. В 14 в. Рязанское княжество снова усилилось, расширились его экономические и политические связи с другими землями Руси, с Золотой Ордой и Литвой. В состав Рязанское княжество в 14 в. вошли земли, примыкающие к Оке вплоть до её верховьев. После нескольких столкновений с Москвой в конце 14 в. установились мирные отношения, которые были скреплены браком рязанского князя Федора Ольговича (правил в 1402 — около 1417) с дочерью Дмитрия Ивановича Донского. В 15 в. Рязанское княжество попало в зависимость от Москвы. В конце 15 в., во время княжения в Рязани сестры Ивана III Анны Васильевны (1464—1501), в Рязанское княжество снова усилились сепаратистские настроения, значительно уменьшившиеся после её смерти. В 1520 князь Иван Иванович был отстранён от власти великим московским князем Василием III, а около 1521 Рязанское княжество было окончательно присоединено к Москве.
Город был уничтожен зимой 1237 года во время монгольского нашествия Бату-хана, а все его постройки, включая каменные храмы, обращены в пепел. Рязань на этом месте больше никогда не восстанавливалась. В XIV веке город передал столичные и кафедральные функции расположенному в 50 км выше по течению Оки Переяславлю-Рязанскому, который в 1778 году обрёл новое имя в честь древней Рязани.
Городище Старая Рязань охраняется государством как археологический заповедник и историко-ландшафтный памятник федерального значения. Структурно входит в комплекс Рязанского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Ежегодно на городских укреплениях проводятся археологические миссии и научные лагеря.
У подножья оборонительных валов городища находится село Старая Рязань, на другом берегу Оки — город Спасск-Рязанский, ниже и выше по течению Оки — остатки сети укреплённых сторожевых форпостов.

Основание и первое упоминание
Изображение

Старая Рязань впервые упоминается в летописи под 1095 годом. Памятник расположен в 50 км от современной Рязани, на высоком обрывистом мысе при впадении речки Серебрянки в Оку.
Старая Рязань входила в область расселения вятичей. Вначале население города составляло всего около 1500 человек, но уже тогда город населяли, помимо землепашцев, ремесленники, о чём свидетельствуют найденные остатки кузнечных, бронзолитейных, гончарных и костеобрабатывающих мастерских. До середины XII века население Рязани состояло из городской общины и других лично свободных людей. Власть находилась в руках князя, близких к нему людей и городского вече.
Примерно в середины XII века, после активного переселения жителей из других областей Древней Руси, произошло обособление Рязанского княжества. Кроме того, происходило укрепление княжеской власти, упрочение позиций христианства и началось активное строительство оборонительных сооружений (поскольку Старая Рязань занимала приграничное положение на Руси). Площадь укреплённой части города составляла 60 га. Основное строительство шло при Глебе Ростиславиче в конце 50-х — начале 60-х годов XII века. Были построены Борисоглебский и кафедральный Успенский соборы. Население к началу XIII века достигло примерно 8000 жителей.
Изображение

Монгольское нашествие - оборона Рязани
Осенью 1236 года от беженцев из разгромленной Волжской Булгарии пришли тревожные вести о вторжении врага в Европу. Спустя год, разгромив мордву и пройдя на Дон, многочисленное монгольское войско подступило к границам Рязанской земли у реки Воронеж и стоящего на его берегах города Онузы. Его предводитель Батый потребовал отдать ему «десятую часть» от всего имущества, на что рязанцами был дан гордый ответ:
«Когда нас всех не будет, то всё потом ваше будет. Деды и отцы наши дани никому не давали и в рабах ни у кого не бывали, умирали за свою честь и отечество. Так и мы хотим честь свою оружием или смертью сохранить. »
Изображение

Евпатий Коловрат на гравюре

Рязанское княжество первым на Руси подверглось нашествию. Шесть дней и ночей держалась Рязань, но силы противника были велики. Ворвавшись в город, монголы уничтожили всё, что могли, превратив крепость в пепелище. По преданию, рязанский воевода Евпатий Коловрат, увидев по приезде в родной город «токмо пепел и пыль» собрал небольшой отряд воинов и, последовав за захватчиками, вступил с ними в неравный бой. Батый бросал на дружину Коловрата лучшие силы своего войска, затем, изумившись, своего богатыря Хостоврула, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но был разрублен надвое топором Коловрата. Согласно преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений.
Изображение
Остатки церкви начала XX века, построенной на месте Собора Бориса и Глеба

Позже монгольские отряды ещё не раз вторгались в рязанские земли. Они грабили, жгли, уводили пленных. Оставшееся население уходило под защиту лесов. Постепенно, столичные, а затем и кафедральные функции были переданы Переяславлю-Рязанскому. Переяславль, согласно названию «перенял славу Рязани» к XIV веку.

Защитники - великомученники
Но образы русских первомучеников получили и особое публицистическое звучание: они самоотверженно послужили делу оберегания Руси от междоусобной брани. Праведники предпочли скорее погибнуть, чем нарушить братское единение князей, положили жизнь ради укрепления устоев молодого государства. При лютых княжеских распрях духовенство не упускало случая напомнить о страдальческой кончине братьев, чтивших родовые понятия старшин-ства. Борис и Глеб стали первыми официально канонизированными русскими святыми — род княжеский и вся Русская земля приобрели «молитвенников за новые люди христианские и сродники свои, земля благословилась их кровию!»
Изображение

Академик Д. С. Лихачев по этому поводу пишет: «Политическая тенденция культа Бориса и Глеба ясна: укрепить государственное един-ство Руси на основе строгого выполне-{177}ния феодальных обязательств младших князей по отношению к старшим и старших по отношению к младшим». Канонизация «богоблаженных» преследовала и иную цель: создание своего церковного Олимпа, своих святых покровителей, что упрочивало авторитет Руси в ее борьбе с Византией за церковную и политическую самостоятельность. Установление почитания «святых угодников» свидетельствовало, что и Русь отныне обладает бесспорными общехристианскими заслугами.
Являясь в душе иноками, Борис и Глеб оставались дружинными вождями. Их умами владели не только идеи самопожертвования в борьбе с дьявольскими кознями, но и идеалы во-инского героизма в битвах с иноплеменниками. Святые молебники перед богом о благоденствии Русской земли выступают и как воины-защитники, посылающие победу своим «сродникам». Ратниками, готовыми к самоотверженному подвигу, представлены Борис и Глеб на не-большой шиферной иконке, хранившейся в ризнице Солотчинского монастыря. Она выполне-на рязанским мастером в лучших традициях искусства мелкой пластики XIII в. Святые изображены пешими воинами в княжеских шапках и плащах-корзнах, в боевых доспехах. В правой руке братья держат перед грудью кресты, в левой — мечи в ножнах. У старшего — Бориса — маленькая бородка и усы, Глеб представлен безусым и безбородым.
В Рязани, как и в Киеве, культ Бориса и Глеба, небесных заступников князей и дружин, пользовался особой популярностью. Кафедральный храм рязанских епископов и усыпальница князей получил название Борисоглебского. Его главной святыней почитали икону с образами этих покровителей Руси. Вернувшись в разоренную Батыем Рязань, князь Ингварь Ингваревич взывает к заступничеству Богоматери, к помощникам в битвах — Борису и Глебу. Известны рязанские печати с их изображениями. Поскольку Глеб правил в Муроме, его чтили как из-бранного, местночтимого святого, предшественника муромо-рязанских князей и личного их патрона.
И простой люд поднялся на защиту.
Изображение

Юрий Ингваревич с остатками войска успел затвориться в городе, под защитой его стен нашли убежище жители подола и ближайших деревень. В рязанской эпопее истинными «воителями за землю Русскую» выступили горожане и крестьяне, готовившиеся к активной обороне. Отсутствие находок мечей и шлемов — дорогого оружия профессиональных дружинников — свидетельствует о том, что главными защитниками выступили «вои» — народное ополчение. В культурном слое и возле жилищ обнаружены спекшаяся от огня кольчуга, копья и крупные рогатины, метательные дротики-сулицы, простые хозяйственные и боевые топоры, перекрестье рукояти сабли, булавы, кистени и огромное количество железных наконечников стрел, в том числе арбалетных. Это оружие было в ходу у рядового населения — «простой чади»: владение им считали неотъемлемым правом каждого свободного. Защитники города выступили не только «оружно», но и «конно». Предметы всаднического снаряжения — удила, стремена, шпоры, навершия плетей, найденные при раскопках, удостоверяют роль конников в обороне. Скорее то были простые бойцы, ибо дружина — отборное ядро княжих телохранителей — сильно поредела после сражения на Воронеже. Всегда готовые к схватке со степняками, вооруженные массы горожан и земледельцев во главе со своими военачальниками — сотника-ми и тысяцкими быстро мобилизовали силы для активной обороны. В ней приняло участие все боеспособное население.
Изображение


История исследований
При раскопках одной из землянок, в её центре был обнаружен столб, к верхушке которого была прикреплена бронзовая литая полая статуэтка, изображающая четырёхликого идола. У основания столба, к которому было прикреплено изображение идола, найдены остатки жертвоприношений. Языческое славянское святилище просуществовало в Старой Рязани до XII века. Идол был обнаружен в 1878 году на месте Спасского собора экспедицией Рязанской учёной архивной комиссии, которую возглавлял известный археолог А. В. Селиванов. Рязанский идол хранится в музее Рязанский кремль.
На городище известны находки более позднего времени, в том числе восточных монет XIV века[6] и фрагмента берестяной грамоты.
В районе Старорязанского городища на протяжении средневекового оптимума растительный покров приближался к луговым степям. В середине XII века отмечена термогигротическая стадия с подъёмом воды в реке, за которой к концу XII века произошло некоторое похолодание климата.
Изображение

Христианские добродетели невинноубиенных князей, как их рисует летопись, — душевное величие и незлобье, милосердие и послушание — создали основу для канонизации братьев-мучеников. В двуедином образе Бориса и Глеба (в произведениях искусства они всегда сопутствуют друг другу) видели пример нравственных норм христианства, враждебных жестоким языческим нравам. Страстотерпцы предпочли мученическую кончину ради утверждения гуманных заповедей: они кротки сердцем, отвечают на зло добром, не противятся насильникам.
Изображение